Многоуважаемый господин председатель!
Уважаемые члены Парламентской ассамблеи!
Благодарю за приглашение обратиться к столь высокому собранию,
переданное мне от вашего имени председателем Парламентской ассамблеи
Совета Европы господином Рене ван дер Линденом. С большой радостью
пользуюсь сегодня возможностью донести до парламентариев стран-членов
Совета Европы наше видение прошлого, настоящего и будущего Европейского
континента - нашего общего дома.
В последнее время Совет Европы предпринял новые, беспрецедентные шаги по
налаживанию взаимодействия с религиозными общинами. Мы видим в этом
долгожданный ответ на призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со
стороны религиозных лидеров.
Одной из важных тем такого диалога могла бы быть тема человека, ибо
вокруг проблем антропологии возникают сегодня наиболее острые дискуссии
и порой даже противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот
предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом.
Европейский континент испытал влияние многих культур, которые
представлены на нем и сейчас. Но именно в рамках христианской системы
ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека
и об условиях его реализации. Христианство научило все европейские
народы, что человек создан по образу и подобию Божию. Но одновременно
оно всегда подчеркивало, что только если человек будет следовать путем
нравственной жизни, то станет другом Божиим (Ин. 15:15) и обретет
свободу (Ин. 8:32).
Это послание не только ставит человека на большую ценностную высоту, но
и говорит об условиях пребывания на этой высоте. Человек легко
склоняется к плохим поступкам, а значит, отвергает свое достоинство,
если постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и чувств.
Как раз направление этих трудов задают нравственные нормы, которые
служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в
человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и
нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского
сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и
общественной жизни.
Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что
благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено
рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие
социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика
межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того,
сама концепция прав человека - важнейшая политическая идея Европы, -
возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его
свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека
развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней
своеобразный тандем.
Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв
взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении
нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в
оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. В связи с
этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую конвенцию о
защите прав человека и основных свобод включено упоминание
нравственности, с которой должна считаться правозащитная деятельность.
Убежден: создатели данной конвенции включили в ее текст нравственность
не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей системы
прав человека.
Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со
свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это
свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора,
ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего
общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его
единство, достижение которого является одной из целей Европейской
конвенции о защите прав человека. Разрушение же нравственных норм и
пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие
европейского человека и привести народы континента к черте, за которой -
потеря европейскими народами своей духовной и культурной
идентичности, а значит и самостоятельного места в истории.
Одновременно я уверен: никакое государство не должно вмешиваться в
личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным - это, в конце
концов, следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере
общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность,
приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои
усилия через средства массовой информации, систему социальных и
общественных институтов, систему образования на воспроизводство
нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией
европейских народов.
Убежден, что для сохранения европейской культурной идентичности,
особенно в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными
стандартами, чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение, которое
одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или, по крайней мере, с
опорой на государственные институты не следует ни пропагандировать, ни
поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества.
Отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает
многие общественные проблемы неразрешимыми. Так, в России, в других
странах СНГ, как и в ряде стран Европы - не только на Востоке, но и на
Западе - растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется
понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно
инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных
тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство
единиц. Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими
общественными и политическими силами. Мы видим, что в стране укрепляются
предпосылки к принятию соответствующих решений в социальной и
экономической сферах.
Впрочем, даже самая совершенная правовая и социальная система не может в
полной мере ограничить жажду обогащения одних в ущерб другим. Милосердие
не возникает там, где люди не чувствуют своей ответственности за
сограждан. Оно - результат воспитания, в том числе и в духе
традиционной христианской нравственности.
Традиционные моральные принципы - это еще и основа для интеграции
многокультурного общества, коим является современная Европа. Это хорошо
показал, в частности, Всемирный саммит религиозных деятелей, прошедший в
Москве в июле прошлого года. Участники форума - представители
христианства, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма, индуизма из 49
стран мира - выразили свою общую обеспокоенность деградацией
морального состояния человечества.
Именно на основе традиционной нравственности, уважения к социальным
моделям и образу жизни друг друга сосуществовали различные религиозные
традиции в России, не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь
продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и
сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами как России,
так и других стран СНГ.
Как все мы знаем, сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и
терроризма, в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами. И
питательной почвой для этой разрушительной силы является религиозная
безграмотность, нравственная скудость. Вот почему я убежден:
подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному выбору
углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию.
Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу
для мирной совместной жизни.
Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И
верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной
идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают
обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком - не
товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для
экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и
технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и
их плодов.
Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в
мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу
с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на
жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая и
секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в
мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного
пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет
право на существование в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы
избежать возможных столкновений различных мировоззрений, и нужен
серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей
традиционных религий и секулярного мира. Полагаю, что одной из площадок
такого диалога может быть Совет Европы, имеющий потенциал и опыт
проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях.
Благодарю за внимание.